♪ Учимся слушать музыку
(Консультации для педагогов и родителей)
1. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные
сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за
звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому
лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
2. Это может быть вокальная музыка ( музыка для голоса) или
инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах).
Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические
оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение
музыкального произведения.
3. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст
всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел
поделиться.
4. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не
становится менее интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения
П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные
ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью,
нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни
ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь
куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы
«Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных
музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным
слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом
называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый
ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит
месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно
должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко
загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит
фантазию и воображение любого слушателя.
В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить
музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно,
кого-нибудь даже чуть - чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара
«В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым
маленьким.
5. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию
тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко
и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с
каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку
внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением
динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены.
Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и
уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их,
любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки
не могут звучать «как попало, как вздумается».
6. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным
занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать
ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.
Большим
праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале.
Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный
настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому
празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил
композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно
оживает в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть
произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо
иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение,
узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать
книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со
словесным текстом оперы - либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты,
очень важно.
7. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении
разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом
исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только
яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

|