Эколого-эстетическое воспитание
дошкольников
(Консультации для
педагогов)
Цели и задачи:
1.
Введение музыкальных произведений на
занятиях по экологическому воспитанию;
2.
Использование на занятиях по
экологическому воспитанию разных видов музыкальной деятельности способствует
более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического
сознания и экологического отношения к природе, к растениям и животным.
Экологическое воспитание обеспечивает
формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое -
дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к
ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к
словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и
подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное
душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.
Эколого-эстетическое воспитание занимает в
развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено
какой-либо одной сферой действительности - оно касается всего, что освоил
человек. Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия
окружающего мира является музыка.
Влияние
музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка,
как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие
ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к
преобразованию окружающего мира.
Дошкольное детство - пора наиболее
оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и
любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы
дипломной работы: «Музыка на занятиях по экологическому воспитанию
дошкольников».
Музыка - постоянный спутник человека во
всей его жизни. Она - по выражению Стендаля, - является единственным
искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать
даже переживания его дум. Многие писатели композиторы, музыковеды не однократно
подчеркивали, что работу по музыкально - эстетическому воспитанию надо вести
систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность,
которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом
процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Уровень музыкальной
культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения
проблем эстетического воспитания и образования.
Музыка близка эмоциональной натуре
ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче
становится переживание. Воспитывая всесторонне развитых людей - физически
совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять
должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и
любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на
дальнейшие музыкальное развития человека препятствуют образованию дурных
навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем
воспитать хороший музыкальный вкус.
Музыка - величайший источник эстетического
и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни,
вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она
способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но
может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.
Радостная, бодрая, героическая музыка
поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная,
лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость. Но
не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказать различное
воздействие на человека.
Одно
и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на
одного и того же человека при не одинаковых условиях. Конечно, во многом это
зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития
его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.
Задачи и содержание музыкального
воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в
частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются:
приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического
восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание
любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального
вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности,
т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Учитывая огромное воздействие музыки на
эмоции и стремление ребенка понять и почувствовать ее содержание, особенно важно
использовать музыкальные произведения, художественно конкретно отображающие
близкую и доступную ему действительность.
Воздействуя на чувства и мысли людей,
музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и
помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка
музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека,
направляет и изменяет его.
Одним из главных средств создания
музыкального образа является мелодия, организована ритмически, обогащенная
динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.
Музыкальные образы создаются при помощи
комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональном
отражением образов реального мира. Особенность музыки, ее эмоциональная сила
заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под
воздействием окружающей жизни.
«Музыка через раскрытие человеческих
переживаний отражает породившую их жизнь» - писал В.В. Ванслов. Психолог Б.М.
Теплов говорил по этому поводу: «Музыка, прежде всего, путь к познанию
огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего
эмоционального содержания музыка перестает быть искусством». Музыка проникает в
самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные
чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира. Воздействуя на
чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы
реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению.
В
результате всей суммы разнообразного музыкального воздействия в детстве человек
должен стать подлинным любителем музыки, культурным слушателем способным иметь
о ней собственное суждение. Но не всякое музыкальное произведение по-своему
содержание соответствует этим важным воспитательным задачам. Музыкальный
материал для детей должен быть тщательно подобран. Н.А. Ветлугина пишет:
«Крупнейшие музыканты мира - композиторы, музыковеды педагоги - раздумывали,
какой должна быть музыка для детей. По мнению многих из них, творческие деятели
должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать
глубокую демократическую музыку, яркую в ее жанровой характеристике: детей,
особенно маленьких, надо воспитывать на народной песне с ярко выявленной
ладовой основой. Писать следует в традиционно-классической манере, но
совершенствуя ее приемы. Вместе с тем музыка для детей строится не в отрыве от
тех достижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, которыми отличаются
современные произведения. Она создается профессионалами. Нельзя допустить
примитивизма, предполагая, что детям он доступен».
Заключение
Музыка раскрывает перед детьми яркие
образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и
эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем
успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание
посредством музыки - это воспитание на чувственном уровне, это возможность
достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который
однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим
поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть
Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях
заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить,
сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки
- это более успешное и продуктивное воспитание.

|